alionushka1 (alionushka1) wrote,
alionushka1
alionushka1

Чудо рукотворное... Андрея Черкасова

Родился в Москве в 1957 г., в 1982 г. окончил Московский художественный институт им. В.И.Сурикова (мастерская профессора Ю.К.Королёва). Около 15 лет работал в монументально-декоративном искусстве, создавая проекты художественного оформления зданий в Москве, Юрмале, Тынде, Ельце — разных городах и весях большого и, казалось, нерушимого Советского Союза.
Но Союза, так же, как и заказчиков, не стало, и перед Андреем вплотную встал вопрос: "Что делать?". Тогда счастливый случай и привел его в мастерскую мелкой фарфоровой пластики. Несколько лет экспериментов с этим оказавшимся благодатным для художника материалом привели к тому, что Черкасов сумел создать свой неповторимый мир фарфоровых миниатюр.


Скульптуры, расписанные в творчески развитых традициях русской реалистической живописи, воскрешают перед зрителем хорошо узнаваемые улицы, церкви, усадьбы, дома старых русских городов вместе с их жителями. Мягкая, округлая пластика фарфоровых скульптур, теплая, роспись, производят настолько благотворное впечатление, что вызывают улыбку даже у самого угрюмого человека.


С 1993 года Черкасов занимается исключительно фарфором. Автор нескольких керамических составных макетов городского быта в различных техниках: синего (кобальтового) фарфора, декоративного прорезного с золочением, и многоцветного расписного – выполненных по собственным моделям в технике подглазурной росписи и фарфорового бисквита. Основные большие коллекции автора: «Дом», «Город. Зима», «Поместье. Лето».

Большая коллекция с полихромной росписью «Город. Лето» перекликается с другой известной серией «Город. Зима». Начинались они с отдельных самостоятельных и функциональных предметов: шкатулок, штофов, флаконов и просто фигурок в форме деревенских домиков. Благодаря сомасштабности, они могли соединяться в небольшие группы.

С самого начала это были изображения не каких-то реальных построек, а скорее, собирательный образ, воспоминания о российской провинции. На столе возникал новый город, но такой же, как сотни и сотни российских городов. И всякий, оказавшись в стороне от столицы, узнает в нем что-то знакомее с детства. И обитателей этого города можно было встретить повсюду – и двести лет назад, и пять: бабы и старики, девки и парни, работники и дети, попы и пьяницы, баре и крестьяне, собаки и кошки, лошади, гуси…

Центром экспозиции "Город" является старый кремль. Что-то в нем от московского: Троицкая и Кутафья башни, собор Двенадцати апостолов, церкви Ризположения и Благовещения. Но изображение не точное, не буквальное. Дворец формой окон и крыши напоминает московский, и сбоку от него что-то похожее на Оружейную Палату, но и неискушенный зритель найдет множество отличий. На кирпичных зубчатых стенах - местами виды Москвы, местами что-то иное. Словом, это не макет. А появилась эта группа моделей к выставке 1999 года в Оружейной Палате, ее более портретное изображение было выполнено по просьбе организаторов выставки.


У стен крепости - рыночная площадь с конкой, фонтаном, торговцами и городовым-участковым, зеваками, почтенными господами и медведем. Сбоку - набережная с пристанью, детвора на санках и лыжах, лихач в розвальнях, рыбак у лунки. За рекой - "промзона", тюрьма с "колючкой", железнодорожная станция с провожающими, "водокачка", конюшня, банька. На окраине слева - школа с гипсовым пионером во дворе, переезд на новую квартиру и грузовик у дверей, большой городской Собор. На другом конце - церковь с колокольней, крестный ход, уходящий из города странник- пророк. Автор не придерживается точного времени, потому что многое не меняется по- сути и за века, он не настаивает на сиюминутной правильности, старается увидеть сущностное, базовое, вечное, понятное всякому.

Все эскизы, идеи, рисунок росписи - придумываются автором на каждом новом предмете заново, не компилируются и не повторяются, и в этом отношении - совершенно эксклюзивны. Изготовление красок, роспись, все технические работы по изготовлению форм, литью, глазуровке и обжигу и т.д., а также последующие фотографические работы и сопроводительные тексты - выполняются собственноручно и по собственным идеям.

Творчество Андрея Черкасова вообще уникально. То, в какой форме задумывает и создает сегодня художник свои произведения не имеет аналогов в современном искусстве. Миниатюрные городские особняки, храмы, пожарные каланчи, избушки, колодцы и сотни самых разнообразных городских персонажей, расписанные подглазурной эмалью в тончайшей живописной технике, составляют уникальные композиции городского быта. Рассматривать фарфоровые чудеса Андрея Черкасова можно бесконечно. Поражает, насколько художник достоверен и остроумен в самых тончайших деталях своих миниатюрных столичных и уездных городов. Если это памятник на площади, то возле него снуют вездесущие крошечные голуби; если это бабуля, торгующая на уличном рынке, то рядом с ней непременно стоят крохотные ведро с картошкой и баночки с вареньем…

Все миниатюрные шедевры Черкасова – уникальны и неповторимы. В среде коллекционеров уже бытует определение «черкасовский фарфор». Но не многие могут похвастать изделиями художника в своих собраниях. Чтобы самозабвенно работать над своими фарфоровыми «горожанами», художник сегодня служит кладовщиком на одном из городских предприятий, которое представляет ему мастерскую с печью для обжига…
Андрей Черкасов - участник выставок в Москве и за рубежом. Музее истории Москвы (2005), в Музее А.С.Пушкина (2004), в Елагиноостровском музее-усадьбе (2008), в музее-усадьбе Царицыно (2009) и др. Автор персональных выставок: в Оружейной Палате Московского Кремля (1999) и в музее-усадьбе «Архангельское» (2008), в Музее А.С.Пушкина (2011). Работы находятся, в основном, в частных коллекциях.

А вас тронуло?

из


Tags: творчество, хэнд мэйд
Subscribe

Posts from This Journal “хэнд мэйд” Tag

promo alionushka1 march 24, 2013 20:36 89
Buy for 20 tokens
В очень многих преданиях присутствует упоминание о некоей старшей расе, которая некогда населяла Землю. Большинство западноевропейских народов называли их эльфами, скандинавы - альвами, кельты - племенами богини Дану и сидами, бретонцы - корригаями, славяне - дивьими людьми, индийцы -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments