alionushka1 (alionushka1) wrote,
alionushka1
alionushka1

Шерстяное вдохновение.



Шерстяная акварель или шерстяная живопись снискала себе многих поклонников. Каждая из мастериц считает обязательным вложить в каждую свою картину частичку души, и глядя на такие работы можно только догадываться, сколько рукодельницы вложили стараний в это творение. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка — это как мазок кистью. Живописные сказочные пейзажи и вдохновенные натюрморты настолько необычны и воздушны, что кажутся сотканными из снов.



Если мы заглянем в историю искусства, то окажется, что очень часто родоначальником различных его видов был простой народ. В теме валяния эта роль принадлежала кочевым племенам.

Какие материалы были под рукой у кочевника? Шерсть, полотно. И вот из такой комбинации женщины умудрялись сделать чудо



Начало живописи шерстью зародилось в вот такой хижине, где мастерица, проявив изобретательность, вдруг с удивлением обнаруживала, что окрашенную шерсть вполне можно применить не только для изготовления ярких полотнищ и простейших узоров, но для выкладывания самых сложных и тонких картин. Как же это получилось? Нерасторопная хозяйка случайно опрокинула бутыль с луковой шелухой на шерсть, приготовленную для пряжи. Волокна окрасились в коричнево-желтый цвет. Обычная нерасторопность положила начало прекрасному творчеству.

Покупать готовую раскрашенную шерсть простонародью было не по карману. Прикинув так и эдак, додумались, что растения могут служить в качестве красителя. Зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы или крапивы. Коричневый — из отвара ореховой скорлупы, серый — из зрелой фасоли. Розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый — луковая шелуха. Позднее путем смешивания различных красителей удалось добиться цветовых вариаций



В век промышленных мануфактур и химических красителей о ручном валянии и окраске отварами листьев и трав на некоторое время забыли. И всё же после десятилетий забвения шерстяная акварель вновь стала завоевывать популярность. В начале ХХ века о ней вспомнил немецкий философ Рудольф Штайнер. Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как крашеной шерстью работать взамен акварели и кисти. Как раз в это время были выведены новые породы овец — мериносовые. Они славятся более тонкой и мягкой шерстью, из которой получаются более нежные цветные пряди. Штайнер догадался, что составлять художественные композиции можно простым валянием, не прибегая к помощи иголок для валяния и к мыльной воде. И с тех пор живопись шерстью наравне с рисованием стала ещё одним видом изобразительного искусства.

Валяние шерсти — прекрасный педагогический приём. Занимаясь с детьми, Штайнер отметил терапевтический и восстанавливающий эффект работы с разноцветными прядями. Дети скоро увлекались и, теребя в пальцах «пушистики», становились более уравновешенными. Вот уже около 100 лет во всем мире «общение» с цветной овечьей шерстью помогает людям, испытывающим болезненные последствия стрессов, справиться с душевным напряжением, творчески раскрыться и ощутить полет вдохновения. В самом деле, живописание шерстью по ощущениям ни с чем не сравнишь и не спутаешь, этот процесс необыкновенно приятен и динамичен!

Меня долго волновал вопрос: как же шерстяная живопись может быть такой реалистичной? И вот ответ: рисунки из шерсти получаются реалистичными из-за его естественного колорита и фактуры, отличающихся от синтетических волокон.



Мастера шерстяной акварели

Одна из моих самых любимых мастеров шерстяной акварели — Михала Гетвай (Michala Gyetvai). Ещё она известна под именем Kayla Coo (Кайла Ку). Девиз на сайте Михалы: «Вышивка — это язык и способ выразить себя».

Михала говорит, что с детства ей было интересно рукоделие. Часами маленькая Михала могла сидеть и как завороженная следить за спокойными движениями материной руки с иголкой и пяльцами.

Спокойная и жизнерадостная обстановка маленького английского городка Кенилворт, (который, кстати, располагается недалеко от Стратфорд-апон-Эйвона, родного города Вильяма Шекспира), способствовала развитию в Михале таланта вышивальщицы. Для Михалы не было другого занятия радостней того, чтобы экспериментировать, создавать свои детские опусы из лоскутков, остатков пряжи, шерсти из материнских запасов. Становясь старше, Михала поняла, что мира без вышивки для неё не существует.

Картины Михалы Гетвай спокойны, мягки. Мастерица передает в своих картинах уютные времена года в городке Уоркшир, куда она переселилась. Предлагаем вам полюбоваться зеленым сочным летом, мягкой и спокойной английской осенью, морозной, «с солнцем» зимой и ароматной весной в творчестве Михалы Гетвай.











Как же тесно связана у мастериц природа и их творчество! У многих мастериц-художниц шерстяной акварели рисунок — не просто выдумка, фантазия, а срисовка с живой природы. Сюзанна Мюлокк, другая мастерица, признает: «Я думаю, что передаю в картинах мою любовь к природе, взятую мной от отца». У каждой картины Сюзанны своя история.

На первой картине ниже изображена местность Станэдж. Маленькая Сюзанна жила в Шеффилде, отец часто возил её по окрестностям и показывал многие живописные места. Сюзанн не могла не полюбить природу. Отец умер, и в знак благодарности Сюзанн посвятила много работ воспоминаниям о совместных прогулках. Большинство пейзажей восстановлены ею по памяти. Право же, исключительная способность спустя много лет с фотографической точностью видеть в своём воображении поля, горы, долины детства!













А кого в свои годы не увлекала прекрасная, загадочная Шотландия с таинственными легендами, местами, полными загадочного духа? Из этих мест (из Эдинбурга) родом интересная мастерица художественной акварели Мой Маккей. Работы Мой отличаются смелостью и разнообразиеем красок и при этом гармоничностью. Нельзя сказать, что все они очень похожи, но есть что-то общее, чём тотчас узнаётся автор. В картинах Мой всегда найдется что-нибудь необычное, выходящее из обычных правил. Взгляните хоть на эти композиции:



По окончании в 1990 году школы исскуств в Глазго Мой через несколько лет овладевает умением виртуозно сочетать традиционные методы валяния с живописным изображением. При этом использовалась шерсть мериносовой овцы, которую автор часто изображала на своих картинах:







Ко всем её заслугам прибавляется книга под названием «Цветочные картины из шерсти и войлока. Пейзажи и натюрморты», которая полюбилась читателю из-за образности текста и прекрасно раскрывающих суть фотографий. Вообразите: целая серия картин с певчими птицами! Предлагаю вам посмотреть эти чудесные работы:











Дух захватывает!

















С творчеством Мой у меня сильно перекликается и творчество другой мастерицы, Синди Хопп. Не знаю уж, что мне кажется похожим в этих двух мастерицах. Но судите сами!

Посмотрев эти картинки, я несколько минут сидела с открытым ртом. Неужели такую красоту можно сделать из подручных материалов? Картины Синди не полностью войлочные, в них она использует и элементы пэчворка, текстиля.











Картины Трэйси Маккрекен Палмер — изысканные, реалистичные и в то же время сказочные. Посмотрите хотя бы на «Замшелую гавань». Вот что рассказывает мастер: «Для «Замшелой гавани», я использовала фото, которое сделала несколько лет назад. Прекрасная мшистая полянка, где огромные округлые комочки мха растут на камнях, спускаются с дерева... я была просто в восторге, когда увидела это. Я сразу решила, как и что сделаю в картине, но руки дошли только через несколько лет. При работе над картиной я кое-что изменила. Например, задний фон оставила в тумане, а лису, дерево и мох сделала более реалистичным. И дерево сделала покрупнее».



«Я была вдохновлена... на всех полях золотые лютики... Поэтому я решила посмотреть, смогу ли я их почуствовать в валянии — и лютики в валянии получились немного золотее, чем на самом деле»



А вот с этой картиной под названием «Лес с маленькой Фейри» (Фэйри — это волшебный народ фей) у Трэйси связаны самые лучшие воспоминания. Автор признается: «Во время работы над этой картиной я чуть ли не перевоплощалась в деревья!» И на самом деле, чтобы суметь сотворить такую картину, нужно почувствовать душой атмосферу передающегося.



Предлагаю полюбоваться прекрасными водопадами, холмами и горами в творчестве Трэйси Маккрекен Палмер.













И напоследок еще об одной волшебнице. Зовут её Фиона Джилл (среди рукодельниц она больше известна как MarmaladeRose) и живет она в Йоркшире. О себе она пишет так: «Я замужем за прекрасным человеком, у нас двое прекрасных (не побоюсь этого слова...подростков) детей, и трусливая собака. Мы последовали за нашей мечтой и сбежали в деревню. Люблю домашний уют, мечтаю о днях, полных выпечки для семьи, шитья и рукоделия, уборки овощей с огорода,.. обняться на диване и посмотреть хороший фильм с шоколадным тортом в одной руке и крючком в другой!»

Творчеству Фиону научили еще в детстве её родители. От матери передалось умение шить, вышивать, вязать крючком и спицами, украшать торты и всякие прочие полезные умения по дому. И, что интересно, отец тоже любил заниматься вышивкой и вязал крючком! Вот были замечательные родители у девочки! С такими родителями невозможно было стать нетворческой личностью. Сколько Фиона себя помнит, все детство она проходила, держа в походном рюкзачке карандаши и альбом для рисования.

Хотя, если в доме всё так красиво, тогда как садиться на диван с подушками, готовыми уйти на выставку, и как разливать чай на скатерти уникальной ручной работы?!



В работах она использует шерсть (которую по большей части красит сама), используя в основном мокрое валяние, и дополняет всё вышивкой и аппликацией. Фиону интересует, в основном, анималистичный жанр, то есть жанр, в котором изображены животные. Хотя мне кажется, что цветущие луга по красоте не уступают анималистичным картинам. Если честно, мне, пока я смотрела на эти картины, хотелось подойти и погладить изабраженных животных: вот до чего картины живые!  Я получила огромное удовольствие, просматривая эти картины. А вы?





А найдете вы здесь полевую мышь?



А какое животное вы видите здесь?







Мой Маккей, Сюзанн Мюллок, Михала Гетвай, Синди Хоуп, Трейси Берт Палмер, Фиона Джилл — вот как много мастериц уместились в одной статье. Мне вот больше всех нравится Сюзанн Мюллок. А какая по душе вам?

© Валентина Рогозянская, 14 лет

Tags: творчество, хэнд мэйд
Subscribe

Posts from This Journal “хэнд мэйд” Tag

promo alionushka1 march 24, 2013 20:36 89
Buy for 20 tokens
В очень многих преданиях присутствует упоминание о некоей старшей расе, которая некогда населяла Землю. Большинство западноевропейских народов называли их эльфами, скандинавы - альвами, кельты - племенами богини Дану и сидами, бретонцы - корригаями, славяне - дивьими людьми, индийцы -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments