alionushka1 (alionushka1) wrote,
alionushka1
alionushka1

Камея и её история

Камея – это символ утончённой красоты. Это произведение искусства, в котором тонкое изящество, отточенность форм, красота и совершенство.

Камеи – античные произведения искусств, которые олицетворяют идеал гармоничного и прекрасного, созданного человеком.




Чтобы рассказать историю камеи, дадим определения некоторым терминам, которые в наших описаниях могут понадобиться.

Глиптика – искусство резьбы по камню.
Геммы – это камеи и инталии.
Камеи – резные камни с изображением, исполненным в рельефе.
Инталии – камни или геммы с углублённым изображением. С давних-давних времён они служили печатями.





Уже в IV веке до н.э. мастера глиптики вырезали в рельефе львов, сфинксов, жуков-скарабеев. Но в основном это были одноцветные камеи. В начале III века до н. э. появляются многоцветные геммы. Для их исполнения использовался многослойный камень – агат. Многослойность, то есть полихромность камней, позволяла мастерам, используя различную окраску слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов. Многослойный агат подчёркивал игру разных тонов и их оттенков, а изменяя толщину, например, белого слоя агата так, что через него просвечивался тёмный нижний слой, можно было добиться различных оттенков.

Древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, жёлтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки.

Откуда родом камеи? Из Александрии. Город, который был основан в 322 году до н. э. Александром Македонским. Именно здесь, в устье реки Нила, умелые руки греческих мастеров, изготовили великие шедевры глиптики – камею с портретами Птолемея II и Арсинои, знаменитую «чашу Фарнезе», «кубок Птолемея» и многие другие.







А после походов Александра Македонского новые, разнообразные по цвету и яркости, минералы стали использовать в изготовлении гемм. Инталии чаще использовались как печати, а камеи стали предметом роскоши. Они вставлялись в перстни, диадемы, венцы, украшали одежду царей, жрецов и знати. Дорогими восточными минералами стали отделывать мебель, музыкальные инструменты, ларцы и прочую дорогую утварь. Сохранившиеся до наших дней изделия, созданные мастерами по заказам могущественных мира сего, поражают своей красотой, тонким художественным вкусом.



В античном искусстве мастера глиптики были в особом почёте. У многих царей Эллады были свои придворные резчики по камню. Многие из знати коллекционировали резные камни. Например, царь Митридат Евпатор имел огромную коллекцию, которая пользовалась большой известностью.

Резьба камей – непростое занятие, оно требовало не только терпения и большого мастерства, но и умение видеть в камне первозданную красоту, которую может воспроизвести только гениальный мастер. Насколько велик труд вырезания камей можно объяснить. Ведь мастер работал и создавал изображения почти вслепую, так как многие камни, такие, как агат, достаточно твёрдые, твёрже металла, – и чтобы их резать, нужен не металлический резец, а абразивы, например, «наксосский камень», порошок корунда, алмазная пыль. И когда мастер вытачивал изображение, порошок абразива, смешанный с водой и маслом, закрывал рисунок.



Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда. А кроме этого, надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину – всё это может разрушить задуманное изображения. Поэтому делать это мог человек с самоотверженной любовью к прекрасному, с виртуозным мастерством. И изображение рождалось медленно. Однако резчики умели воспроизвести в камне многие античные картины – получались своеобразные галереи живописи в миниатюре.

Некоторые из камей представляют собой копии утраченных навсегда картин великих художников – живописцев. Прочность камня обеспечила долговечность утраченного. Ушли навеки шедевры архитектуры, скульптуры, исчезли без следа картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны ушедших времён.



Лучшими коллекциями камей можно считать коллекции Эрмитажа, Вены, Парижа.



Первые геммы в России начала собирать Екатерина II, которая была серьёзно увлечена этим занятием. И как-то в письме к одному из французских просветителей она пишет: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции был ограничен, её могли видеть немногие. За годы правления Екатерины II было собрано до 10000 гемм.



Затем коллекция Эрмитажа продолжала пополняться из коллекций российской знати вплоть до 1917 года. И сейчас коллекция растёт. Не только археологические экспедиции способствуют этому, но передаются и известные собрания гемм от учёных-минералогов. Например, коллекция известного советского минералога Г.Г. Лемлейна добавила в Эрмитаж в 1964 году более 260 древних гемм.

Следует отдельно отметить всемирно-известную камею, находящуюся в коллекции Эрмитажа, камею Гонзаго, которая появилась в России в 1814 году. Камею подарила Александру I Жозефина Богарне, бывшая жена Наполеона. В 1542 году впервые упоминается имя владельца этой камеи – герцог Мантуи Гонзаго. После разгрома Мантуи Австрией, камея начала путешествовать. За четыреста лет она семь раз поменяла своих владельцев. Теперь она находится в Эрмитаже.



Камея создана неизвестным мастером в III в. до н.э. в Александрии. На ней изображены монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя. Изображая Птолемея, мастер подчеркнул его сходство с Александром Македонским. На его плече эгида Зевса, шлем монарха явно повторяет шлем бога Ареса. На головах правителей лавровые венки как символ обожествления. Камея Гонзаго – прекрасный образец живописи на камне. Мастер великолепно и виртуозно использовал все слои камня. Профиль Птолемея II будто выделен ярким светом, в то время как профиль Арсинои виден в тени голубоватого оттенка. В самом верхнем коричневом слое вырезан шлем, волосы, эгида, а более светлые вкрапления в этом слое использованы для создания украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса. И это ещё не всё. Изменяя полировку, мастер придаёт камню то телесную теплоту, то металлический блеск.



Многие античные камеи отличаются утонченностью и изысканностью, на них часто можно встретить мифологические сюжеты. Поражает необыкновенное мастерство резчиков – их умение изобразить сложные многофигурные композиции, найти нужный ритм рисунка и придать динамичность миниатюрным сценкам. Кроме монархов, копий картин живописцев и мифологических сюжетов, в камеях запечатлены героика тем и пафос образов. Богиня Победы – любимый персонаж в глиптике.

Культура Древней Эллады была воспринята и Римом. С падением царства Птолемеев (30 г. до н.э.) – последней державы эллинизма, многие греческие мастера отдают свой талант династии Юлиев-Клавдиев. Рождается новый стиль. Уже предпочитаются двухцветные рельефы – белые силуэты на тёмном фоне. Глиптика становится всё более сухой, графичной и плоскостной.

Меняются эпохи, меняются отношения к красоте, иногда камеи начинают переделывать, как бы переистолковывая сюжеты, подчиняя их духу времени.



Камеи – это не только прекрасные произведения искусств, но и богатый источник сведений о материальной и духовной культуре ушедших времён. Античный мир достиг в области искусства высочайших вершин, поэтому в последующих эпохах, особенно в области глиптики, многие мастера остались во власти этой красоты и совершенства, и их геммы представляют собой подражание или копии тех, которые олицетворяли идеал живописи в камне.





Какие камеи в нашем современном мире? Есть ли для них место среди украшений?

Безусловно, есть. И в последнее время камеи особенно стали пользоваться популярностью. Сегодня, как и в Викторианскую эпоху, камеи украшают броши, подвески, заколки для волос, кольца-перстни. Мастера выбирают сюжеты не только античные, но и современные. Есть и часовая компания Breguet, которая использует эту технику, например, в своих часах Reine de Naples. Наручные часы Reine de Naples были созданы Абрахамом-Луи Бреге для королевы Неаполя Каролины Бонапарт-Мюрат. Она была младшей сестрой Наполеона I и женой его маршала Мюрата.

Так как эти часы не сохранились, дизайн их был восстановлен по описаниям, находящихся в архивах компании. Почти 10 лет назад часы «Королевы Неаполя» снова начали отсчитывать время. А затем появилось ещё множество вариантов этих часов, но первая модель в виде камеи-ромашки появилась в 2008 году. И сейчас в канун двухсотлетия модели марка Breguet выпустила уникальные версии часов специально для России. Появились часы с камеями, где Пётр I на коне, профиль А.С. Пушкина, образ Георгия Победоносца. Барельеф из морской раковины в верхней части циферблата, оправа корпуса декорирована бриллиантами, задняя крышка – из сапфирового стекла. Все перечисленные часы созданы в одном экземпляре.

Итак, камеи снова популярны и являются обязательным предметом в гардеробе ювелирных украшений. В них соединилась красота восточных минералов с высоким гением Эллады, красота Человека и Природы.




















из

Tags: искусство, история, камни, ювелирка
Subscribe
promo alionushka1 march 24, 2013 20:36 89
Buy for 20 tokens
В очень многих преданиях присутствует упоминание о некоей старшей расе, которая некогда населяла Землю. Большинство западноевропейских народов называли их эльфами, скандинавы - альвами, кельты - племенами богини Дану и сидами, бретонцы - корригаями, славяне - дивьими людьми, индийцы -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments