федоскинской миниатюрной росписи.
Надо отметить, что этот вид искусства насчитывает более 230 лет на Руси. Как и многие изящные миниатюрные виды прикладной живописи, этот пришел к нам из Китая, где оно появилось еще до нашей эры. Оттуда оно попало в другие страны Дальнего Востока, а в эпоху средневековья распространилось в Индии и Иране. В XVI-XVII в.в. восточные лаковые изделия были завезены в Европу и, покорив европейцев своей красотой, вызвали стойкую моду на лаки. Начало развиваться местное лакирное производство. Поначалу европейские лаки подражали дальневосточным и по сюжетам, и по манере исполнения. Однако уже в XVIII в. на некоторых лакирных предприятиях начинают расписывать изделия реалистически исполненными цветочными букетами, пейзажами, жанровыми сценками в духе Ватто или малых голландцев. В России интерес к лакам стал проявляться лишь с петровских времен. В 1721 г. один из кабинетов Петра I в петергофском дворце Монплезир был украшен 94 лаковыми панно, весьма искусно исполненными русскими мастерами в китайском стиле.
В Петербурге и его окрестностях возникли предприятия М. Бооля (пригласившего для налаживания производства французских мастеров), И. Кина, И.Пеца, Д. Орловской, И. Эка и др. В Москве и Подмосковье наиболее известны были фабрика Лукутина, Фабрика А.И. Аустена, мастерские Вишняковых, Н. Нажевщикова, братьев Сорокиных. Существовало много мелких провинциальных мастерских: Христиана Флака, Шимера, Шубарева и Данилевича и других. Мода на лакирные изделия из папье-маше проникла во многие слои общества.
Самый старинный русский промысел, сохранившийся до наших дней, — Федоскино, ведущий родословную от лукутинских и вишняковских лаков. В конце XVIII в. Купец П. Коробов основал в Подмосковье фабрику лакирных изделий, которая в начале XIX в. перешла к его зятю П. Лукутину. При нем и его сыне Александре фабрика достигла своего расцвета, ее изделия, известные как «Лукутинская миниатюра», получили широкое признание. Они успешно конкурировали с другими лаками на отечественном и заграничном рынках. Изделия украшались сюжетной росписью: жанровой, исторической, мифологической, пейзажной, портретами. Часто это были свободные копии популярных картин. Большое влияние на лукутинские лаки оказала русская реалистическая живопись. Кроме сюжетной, применялась декоративно-орнаментальная роспись под шотландку, черепаху, слоновую кость, а также инкрустация перламутром и металлическими пластинами. Нередко использовались сочетания лакированного папье-маше с другими материалами: костью, металлом, фарфором, панцирем черепахи. Выработанные тогда техника и приемы живописи сохранились и по сегодняшний день. Близкими по содержанию и форме лукутинским были лаки, которые изготовлялись в мастерских Вишняковых. Вишняковские и лукутинские предприятия существовали бок о бок почти сто лет, влияя друг на друга. Лукутины больше ориентировались на просвещенные слои, делали вольные копии полюбившихся станковых картин западноевропейской и отечественной живописи, писали на темы, волновавшие русское общество.
Впрочем, хватит истории, уверена, что многие мастера прекрасно знакомы с этимии фактами.
И несмотря на столь почтенный возраст, лаковая миниатура изменяеся, отражая в своих жанровых сценках современный мир и фантастические миры. В работах Сергея Князева гармонично уживаются старинные сюжеты жизни русской с удивительными, похожими на сон пейзажами и мирами. Дамы в старинных платьях чинно прогуливаются под небом полным необычных воздушных кораблей, Алиса проваливается в страну чудес или хоббиты, начинающие свой путь с благословения Гендальфа. Но чу! А вот русская красавица нежно глядит на вас, или спокойная красота русской природы, соседствующая с героями народных сказаний.
Когда я нашла эти работы в сети, то была потрясена удивительным мастерством, с которым автор использует природную красоту перламутра. Я не встречала, что бы форма раковин, так вплеталась в форму шкатулки, выходя за края и придавая ей неповторимость. А как точно художник сочатает холодный блеск перламутра и нежность цветов! Как завороженная я рассматривала тонкую золотую роспись, переходы цветов и сюжеты.
Сам автор пишет о себе так: «Я профессиональный художник, работаю в специальной технике нанесения прозрачного слоя за слоем масляной живописи, на перламутр, сусальное золото, золотой и серебрянный порошок. В моей галерее представлены картины разных жанров: портрет, пейзаж, народные мотивы, архитектура, сказочные, фантастические, сюрреалистические произведения. Мне нравится работать в этой технике, просто держа работу в моих руках и глядя на нее с разных точек зрения, любуясь переливами. Сияние от основы из перламутра, золота и живописи создает трехмерный эффект. Все мое искусство это уникальные, творческие, единственные в своем роде произведения.»
Он сочетает в своих работах такие виды живописи, как графика, аэрография, живопись. На каждую работу уходит от 1 до 6 месяцев коропотливого труда, когда помимо мастерства художника, требуется точное соблюдение технологии изготовления.
Много слов, еще больше будет работ :) Это так сложно не показать все!
Надеюсь, вы тоже насладитесь этим чудом.
из
Journal information