Опал не имеет кристаллической структуры, свойственной минералам. У него низкий показатель твердости. Но невозможно обойти вниманием красоту цветового эффекта, называемого опалесценцией. Радужные переливы, изменяющиеся при малейшем повороте камня, вызваны преломлением света на упорядоченных субмикроскопических частицах кремнезема. Те опалы, у которых наблюдается такой эффект, называются благородными и относятся к категории драгоценных камней.
Содержание воды в их структуре колеблется от 0,4 до 32%. От ее количества, в основном, и зависят свойства опалов и их ювелирное качество. Для тех камней, которые относятся к благородным, весовое отношение воды к прочим элементам находится в пределах 6-10%. Чем больше воды, тем опал прозрачнее. При полном высыхании он становится полностью непрозрачным, может даже растрескаться и рассыпаться.
Более 90% добычи всего опала, который используется в мире, приходится на Австралию. Остальные месторождения распределены по другим континентам. Самые старые копи находятся в Чехии, в районе Червенцы. Именно там была сосредоточена основная добыча великолепного камня до его обнаружения в Австралии. Сейчас очень красивые опалы разных видов добываются в Северной Америке. Некрупные месторождения есть в нескольких местах Украины и на Камчатке в России.
Включения оксидов разных химических элементов приводит к появлению у опала окраски. При классификации опалов с точки зрения структуры выделено более сорока разновидностей. К ним относятся, кроме прочих, следующие виды:
Матрикс – благородный черный опал с небольшими, мерцающими другими цветами, участками.
Арлекиновый, в котором цветные участки создают мозаику в виде многоугольников.
Огненный опал, у которого опалесцирующие участки имеют огненно-оранжевый оттенок.
Обычный опал — непрозрачный камень разнородной окраски.
Для ювелирных изделий чаще всего используют белый (молочный) опал, оранжево-красный и темно-синий, называемый черным из-за очень темного оттенка. Фактор, по которому производится оценка камня – это уровень опалесценции, то есть, игры цвета внутри образца.
Очень красивый благородный опал одновременно является и очень капризным. Его нужно носить, чтобы не дать ему высохнуть. В то же время, его нужно снимать, если имеется риск попадания каких-либо химических элементов — кислот или чистящих средств. Опал можно помыть в мыльной воде комнатной температуры и затем несколько часов выдержать завернутым во влажную салфетку. Затем его можно просушить и немного подержать на солнце.
Опал – драгоценный камень, широко использующийся ювелирами. Так как опалы известны издавна, то, пожалуй, не осталось областей ювелирного искусства, где бы они ни были задействованы. В наши дни благородные опалы ювелирного качества снова в моде. Благородные опалы, как правило, не гранят, им предают, формую кабошонов, и инкрустируют ими ювелирные изделия (хотя опалы прекрасны даже сами по себе). Так как опал – драгоценный камень, цена на него соответствующая.
Опал приносит счастье, отгоняет мрачные мысли и страхи, оберегает владельца от болезней. Как талисман опал предопределяет успех во всех начинаниях. В Индии считают, что опалы помогают детям расти, просветляют разум, растворяют мрачные мысли и страхи, способствуют общению между людьми и дружественным отношениям. В Европе опал – это символ доверия, счастья, надежды, нежной любви, чистых помыслов и сочувствия. Но на Востоке опал считают камнем обманчивых надежд и иллюзий, омрачающим разум пустыми мечтами и всевозможными опасениями.
В древности этот камень ценился очень высоко. Спрос на опалы превышал предложения. Плиний рассказывал историю о том, что опал благородного римского сенатора Нонния вызвал зависть императора Антония.Свой камень сенатор не соглашался продать. Тогда император приговорил владельца прекрасного камня к изгнанию. Нонний предпочел покинуть Рим и оставить свое место в сенате, но сохранить при себе опал.
Примерно к XI в. опал постепенно прешёл из разряда благоприятствующих камней в разряд несчастливых, явно под влиянием ювелиров и огранщиков, не любивших камень за хрупкость. В XVI в. эпидемия чумы, охватившая Италию, была приписана действию опала. (Надо же было найти виноватого!)
В Англии же времен Елизаветы I опал ценили очень высоко, хотя Шекспир считал камень символом непостоянства и упоминал его в своих пьесах. Так в «Двенадцатой ночи» шут говорит герцогу: «... И пусть сошьет тебе портной камзол из переливчатой тафты, ибо душа твоя ни дать ни взять изменчивый опал».
Огненные или голубовато-синие европейские опалы подходят только сильным Рыбам и Скорпионам, тем, кто по изменению цвета сможет различить опасность. Считается, что они заполняют разум пустыми мечтаниями. Те же камни, которые добываются в Австралии и Украине, приносят удачу, и в наибольшей степени, Стрельцам. Только эта удача касается не получения материальных благ, а стремления к высокой цели.
Овны и Тельцы могут носить украшения с любым опалом, кроме черного. Близнецам, Льва, Девам, Весам, Стрельцам, Козерогам астрологи советуют предпочесть только огненный. Ракам и Водолеям подходит опал любого цвета, если он ему действительно нравится. Скорпионам следует обратить внимание на огненные и черные опалы, но не увлекаться белыми.
То, что благородный опал в древности вызывал глубочайшее восхищение, явствует из описания этого камня, сделанного Плинием: «Из всех драгоценных камней именно опал вызывает наибольшие трудности при описании. Для него свойственна острая игра света карбункула, фиолетовый отблеск аметиста, аквамариновые тона изумруда - смешанные все вместе и сияющие с неописуемой яркостью». Из дальнейшего описания следует, что мошенники даже в те далекие дни были хорошо знакомы с возможностью изготовления поддельных опалов из стекла.
Плиний предлагает испытание, позволяющее отличить настоящий опал от поддельного, которое, однако, нельзя считать надежным: «Нет камня, который мошенники подделывали бы с большим искусством, чем этот. Единственным средством, позволяющим выявить обман, является солнечный свет. Если поддельный опал, изготовленный из стекла, взять большим и указательным пальцами и позволить лучам солнца падать на него, то он обнаруживает одну и ту же окраску по всей поверхности камня и не излучает сияния. В то же время истинный опал излучает последовательно различные яркие лучи, окраска его постоянно меняется и он отбрасывает яркие отблески на пальцы».
Опалы могут легко растворяться в щелочной среде. Собственный цвет опалов в основном зависит от примесей, содержащихся в камне. Для классификации опалов учитывается степень блеска камня, его прозрачность и цвет. Обязательно обращают внимание на твёрдость камней и наличие разного рода примесей.
Благородный опал принадлежит к драгоценным камням; лучшие образцы ценятся очень дорого. Чтобы лучше проявилась цветовая игра благородных опалов, им придают круглую или овальную форму кабошонов или другие выпуклые формы, в зависимости от конфигураций исходного сырья.
Как было известно еще во времена Плиния, опал можно имитировать, нагревая стекло и затем быстро его охлаждая, в результате чего оно покрывается трещинками. Поскольку эти трещинки заполнены воздухом, а не твердым материалом, получающиеся имитации весьма посредственны. Так как благородный опал часто встречается в виде тонких плёнок, довольно распространены опаловые дублеты, в которых пленка опала искусственно скреплена с какой-либо подложкой. Последней может служить низкокачественный опал, чёрный оникс или чёрная паста. В опаловом триплете опаловая пленка покрывается обработанным в виде кабошона кусочком горного хрусталя, который предохраняет опал от повреждений, но видоизменяет его блеск и иризацию. Часто можно столкнуться с имитацией чёрного опала, получаемой путём пропитки низкокачественного опала раствором сахара с дальнейшей обработкой его серной кислотой.
А теперь давайте полюбуемся работами мастеров-ювелиров, которые оформили этот камень в красивые украшения:)
из
Journal information