
Умные, хитрые и неприхотливые, волки жили повсюду. Среди хищников волкам не было равных, но в неравной борьбе с людьми они проиграли. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени.

Общим для многих мифологий является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца - волчицей ( римская легенда о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, легенда о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники 7 в. о предках тюрок, истреблённых врагами, кроме одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой и родившая ему десять сыновей; аналогичное предание о волке-прародителе существовало так-же и у монголов).

По легенде североамериканского индейского племени тлинкитов , один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом. У индейского племени нутка существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок — вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка (греч. Долон, ср. также слав. Змей Огненный Волк}, что связывается с представлениями об оборотнях типа славянских и балканских волкодлаков (вурдалаков), литовских вилктаков и др.

Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком или имеющим «голову волка» ( прозвище грузинского царя Вахтанга Горгослани, букв. «волкоглавый») или «тело волка» (герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата» Бхима). В качестве бога войны Волк выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме и в представлении о двух Волках (Geri и Freki), сопровождавших германского бога войны Одина в качестве его «псов». Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками и часто наряжались в волчьи шкуры.

Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17 в. до н. э.) к войску, его воины должны быть едины, как «род «волка». Аналогичное представление о волчьей стае как символе единой дружины известно на Кавказе у сванов. Богам войны (в частности, Одину) приносили в жертву волков, собак, а так-же людей, «ставших волками». Согласно общеиндоевропейскому представлению, человек, совершивший тягостное преступление, становится волком.

Связь мифологического символа Волка с нижним миром, миром мёртвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой Волк — брат Манабозо (На-на-буша) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В «Эдде» конец мира вызван чудовищным Волком, сорвавшимся с цепи.

У камча-далов и коряков сохранялся «волчий праздник», совершавшийся в связи с охотой на волка и представлявший собой обрядовое соответствие мифам о Волке. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка , у многих народов Европы приурочивался к осенне-зимнему сезону (латыш. vilka menesis — названия декабря — букв. «волчий месяц»).

Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка часто служат амулетами и лечебными средствами. Волчий зуб дают грызть ребенку, у которого прорезываются зубы. Волчий хвост носят при себе от болезней. Нередко оберегом служит само упоминание или имя волка. Так, о появившемся на свет теленке (жеребенке, поросенке) говорят: “Это не теленок, а волчонок”. Повсеместно волк, перебегающий дорогу путнику, пробегающий мимо деревни, встретившийся в пути, предвещает удачу, счастье и благополучие. волк, забежавший в деревню -- примета неурожая. Множество волков сулит войну. Вой волка предвещает голод, вой их под жильем — войну или мороз, осенью — дожди, а зимой — метель.















На купюре Белоруссии.
В мире много памятников волкам-

В Риме.

В Астане,Казахстан. Ашина- мать волчица.

В Томске.

В Подмосковье, Раменское. Памятник Волку из «Ну, погоди».

Римская волчица в Бухаресте, Румыния.

Памятник (фонтан) Красной Шапочке и серому волку. Мюнхен, Германия.

В городе Ирвайн, округ Ориндж, штат Калифорния. 4-метровая статуя Орка-Рейдера верхом на волке, установленная перед офисом Blizzard.

В Красноярске.

В Тамбове.

В Сиене, Италия.

В Сиене, Италия.

Красная шапочка и серый волк. Барселона (Испания).

В Ижевске. Символ ижевского зоопарка.

В Выборге.
из
Comments