Утром второго июня 2012 года в приюте для отставных (цирковых, лабораторных, космических) обезьян в Техасе, в своем любимом гамаке был найден мертвым один из самых старых шимпанзе в неволе, самец по кличке Оливер. Ему было как минимум 55 лет и до приюта он жил и у циркачей, и у художников, и у фармакологов.
Он был рано отобран у матери и полностью социализировался на людей: любил ходить на задних лапах и делать работу по дому — и не умел разговаривать с другими шимпанзе. Он был физиологически необычен, с отсутствием волос на груди и голове и вообще имел вид «слишком человеческий». Уши были похожи на человеческие, глаза светлее, а нижняя челюсть тяжелее, чем это обычно бывает у обезьян.
Оливер родился в Конго и в начале 1970-х был продан южноафриканским дрессировщикам Франук и Джанет Бургер. В молодости он, как оказалось, не общается с другими шимпанзе, предпочитая общаться с людьми. Он всегда ходил прямо и научилcя пользоваться туалетом.
Его владельцы обнаружили, что он помогал своим хозяевам, толкал тачку и готовил собакам пищу. Оливер также любит расслабляться, смотреть телевизор и пить Севен-Ап и виски.
Забавы в семье Бургеров закончились в тот момент, когда Оливер достиг половой зрелости. Самки шимпанзе его не привлекали, свой глаз он положил на супругу Бургер.
Хитрец дожидался, пока мужа не было дома, подбегал к жене Бургера, лез ей под юбку, проявляя вполне очевидные признаки полового возбуждения. Обычно жене удавалось отбиваться от животного, но однажды ночью (мужа не было дома) Оливер ворвался в спальню к бедной женщине, сорвал с нее сорочку, и попытался изнасиловать. Она спаслась чудом.
После этого Оливера передали для исследований в медицинскую лабораторию в штате Пенсильвания, где после нескольких попыток изнасилования женского персонала, и суровых наказаний за это, он переключил свой интерес на самок шимпанзе, завел себе гарем из семи обезьянок и произвел на свет многочисленное потомство.
Были широко распространены слухи о том, что Оливер был мутант шимпанзе или даже гибрид человек-шимпанзе, может быть, результат какого-то секретного генетического эксперимента.
Кое-какие новостные сообщения указывали, что у Оливера 47 хромосом, на один меньше, чем у шимпанзе, и на одну больше, чем у человека. Некоторые люди утверждали, что Оливер не обладал типичным запахом, который присущ для шимпанзе.
В 1997 году ряд генетических тестов вроде как решил вопрос о том, кто такой Оливер. Генетики Университета Чикаго установили, что Оливер просто шимпанзе, и нет у него недостающего звена, и, конечно он не гибрид человека и шимпанзе. Он также по их словам обладал стандартным количеством хромосомы шимпанзе 48. Таким образом, доклад о 47 хромосом или неправильного толкования или целенаправленное искажение фактов.
Ученые планировали дальнейшие тесты для поиска генетических объяснение необычной внешности Оливера и его поведения. Другие вертикально ходящие шимпанзе появлялись и в других местах. Предположительно, Оливер мог быть частью этих видов. Но с тех лет об этих исследованиях не было более никаких данных.
В 2006 году «Discovery Channel» показал документальный фильм об Оливере "Oliver The Chimp" и интерес к этой истории снова вырос.
Возможны ли гибриды человека и животного?
Шимпанзе и люди очень близко связаны генетически (совпадает 95 % химических элементов — составляющих ДНК и 99% ДНК-связей), что позволяло высказывать оспариваемое мнение о том, что гибрид человека и обезьяны возможен. При этом на сегодня нет ни одного официально зарегистрированного экземпляра такого гибрида. Процент совпадения составляющих геномов человека и шимпанзе, равно как и выводы из такого соответствия постоянно оспариваются. Кроме того, базы воззрений сторонников эволюции и креационистов, как известно, не совпадают, поэтому все, что доказывается эволюционистами — пустой звук для креационистов, и наоборот.
При этом мало или много значит такая схожесть геномов изначально не ясно. Если сравнить ДНК разных людей, то выяснится, что они отличаются друг от друга лишь на 0,1%, то есть только каждый тысячный нуклеотид у нас разный, а остальные 99,9% совпадают. Более того, если сопоставить все разнообразие ДНК представителей самых разных рас и народов, то окажется, что люди отличаются гораздо меньше, чем шимпанзе в одном стаде. Это значит, что кто-то, кому раньше не были знакомы ни люди, ни шимпанзе, сначала научится отличать друг от друга шимпанзе, и только потом людей.
Вы помните — не можете не помнить — фабулу романа «Собачье сердце», написанного Михаилом Булгаковым в 1925 году. Только ли гений писателя предположил возможность проведения небывалого эксперимента — операцию по пересадке человеческого гипофиза и яичек собаке? Идеи о такой возможности бродили в научных кругах и будоражили мысли граждан, к науке не имеющих отношения. А что же происходило в реальности?
Русский биолог Илья Иванович Иванов (1870–1932) начинал свою работу в области искусственного осеменения. В результате он разработал технологию, использование которой позволило одному жеребцу-производителю осеменять до 500 кобыл (против 20-30 естественным образом). Конезаводчики со всех стран мира приезжали на Центральную опытную станцию о вопросам размножения домашних животных в Москву, к Иванову.
Но работы Иванова по искусственному осеменению не ограничивались кобылами. Он был первым, кто вывел и изучал гибриды зебры и осла, зубра и домашней коровы, антилопы и коровы, мыши и крысы, мыши и морской свинки, морской свинки и кролика, кролика и зайца, и другие. Генетика в то время в России еще не была вне закона, и работы Иванова считались очень важными, они проводятся и до сих пор его последователями.
А в 1910 году, выступая на конгрессе зоологов в Граце, Иванов описал возможность получения гибрида шимпанзе и человека. Но только в 1924 году Иванов, работая в Париже в институте Пастера, получает, наконец, разрешение на проведение таких опытов, для чего едет в Киндию (Французская Гвинея), но едет в Киндию спустя два года, когда советское правительство перевело ему нужную сумму на эксперименты в размере $10000.
Месяц, проведенный на станции в Киндии, результатов не дал — не нашлось там половозрелых шимпанзе. Зато они нашлись в Канакри (тоже Французская Гвинея). Именно здесь впервые в истории человечества официально зарегистрировано искусственное осеменение спермой человека трех самок шимпанзе. Ни одна из них не забеременела.
Тогда Иванов предлагает сделать все наоборот — осеменить спермой самца-шимпанзе нескольких женщин, на что, естественно, разрешения от местных властей не получает. Зато он получает его спустя три года, в Сухуми, и даже находит пять женщин-добровольцев. Единственная подходящая по половозрелости обезьяна — орангутанг к началу эксперимента умирает, а к тому времени, когда в Сухуми прибывает новая партия шимпанзе, генетика Иванова арестовывают в ходе политической чистки.
Через два года он умрет от инсульта в Алма-Ате, где работал по специальности, но не имел возможности проводить свои опыты по выведению человекообезьяны. Такова официальная часть науки по выведению Humanzee.
Тем не менее, Пётр Дамиани (1006 или1007–1072), ученый, доктор церкви, кардинал, оставил записи о графе Гулилмусе, жена которого была любовницей обезьяны, однажды приревновавшей графа к жене и убившей его на этой почве. Якобы Дамиани слышал эту историю Папы Римского Александра II, который рассказал также, что у графиня родила от обезьяны ребенка по имени (или кличке?) «Maimo». Maimo внешне выглядел, как нормальный человек, но его интеллектуальный уровень соответствовал обычному развитию обезьяны.
Во время Второй Мировой войны подобные опыты приписывали нацистскому доктору Йозефу Менгеле («Ангел Смерти из Освенцима»), поскольку он показывал женщинам-заключенным фотографии шимпанзе и говорил им, что это те самцы, спермой которых их осеменили. Но, поскольку такие опыты не вписывались в общую концепцию его бесчеловечных работ по евгенике, и не осталось записей, их подтверждающих, считается, что таких экспериментов не было, а женщин подвергали изощренной психологической пытке.
Древнегреческий математик Талес как-то посоветовал своему господину, чтобы он не доверял пасти свое стадо овец неженатым пастухам, мол, «а вдруг родятся кентавр?». В мифологии Древней Греции нашло отражение отношения людей тех времен к сожительству человека и животного — оно не считалось невероятным. В частности, любовью со львами и жеребцами занималась Афродита, а жена правителя Крита, Миноса, полюбила быка до такой степени, что родила от него того самого Минотавра.
Христианская религия уже четко и конкретно запрещала копуляцию с животными, но проконтролировать на сто процентов исполнение этого запрета не могла — вот почему люди эпохи Возрождения считали, что большинство уродов произошло в результате совокупления женщин и животных. О потомстве, полученном в результате такого совокупления, рассказывают и Парацельс, и итальянец Лицети, а великий анатом Бартолин даже утверждает, что сам видел женщину, которая после полового акта с котом родила ребенка с кошачьей головой.
Правда это ли нет? Мы не знаем. Но в такую правду не хочется верить.
из
Journal information