Стапелии — мало кому знакомые обитатели африканской пустыни, с небольшими безлистными стволиками, отдаленно напоминающими остриженный кактус. Возможно, именно к стапелиям более всего подходят слова из “Божественной комедии” Данте—“красивы, как гурии райские,
но в недрах своих скрывают зловоние глубин преисподней”.
Действительно, цветки этих растений по красоте и изысканности имеют конкурентов разве что среди орхидей. Правильной формы пятиконечные звезды размером от 5 мм до 30 см с плотными лепестками самой причудливой расцветки, покрытые бороздками, морщинками, волосками и железками, они напоминают скорее глубинных морских животных или хищных насекомых, чем обычные цветы.
Однако еще большую, можно сказать, дьявольскую, изобретательность стапелии проявляют в запахе цветка. Если бы кому-нибудь взбрело в голову составить своеобразную шкалу зловоний, то ничего лучше стапелии природа не смогла бы ему предложить.
Тончайшие оттенки и нюансы дурных запахов от резких и сильных, бьющих в нос, до тусклых, едва уловимых “ароматов” начинающегося гниения. И ни один запах не повторяется, и каждый новый удивляет и отвращает. “Самые красивые, самые чудовищные цветы”, — так определил стапелии Гете, случайно познакомившийся с ними в старом ботаническом саду Лейдена в Голландии, где стояли горшки, надписанные еще рукой самого Карла Линнея.
В этих причудливых созданиях содержится как будто гораздо более от разума и искусства, чем от наивной природы. Нигде в мире растений нельзя найти такого яркого противопоставления прекрасного безобразному, соблазнительного отталкивающему.
Среди стапелий имеются свои неприхотливцы и свои капризники, есть обычные в комнатной культуре и подлинные редкости. Т. е. у них есть все для того, чтобы стать предметом страстного коллекционирования. Даже в обычных квартирах можно встретить своеобразные “народные” виды, наподобие незатейливой фиалки.
Чаще всего это: Stapelia variegata, которая время от времени цветет “очень красиво, но пахнет неприятно”, S. grandiflora и один вид из рода Huernia с темно-фиолетовыми колокольчатыми цветками. Несколько больше видов можно обнаружить в оранжереях ботанических садов.
из
Journal information